Тормоз | bicycle brake

Тормоз (англ. bicycle brake) — это устройство, позволяющее велосипеду снижать скорость и останавливаться. В разное время на велосипедах использовались различные типы тормозов, которые можно свести к трем классам: ободные, дисковые и барабанные. В свою очередь, привод тормозов может быть механическим или гидравлическим.

Самый распространенный тип тормозов который кастомно устанавливается на большинство велосипедов начального и среднего уровня.

[image]

Тормозная система V-brake впервые была разработана Shimano и получила широкое распространение во всем мире, благодаря небольшому весу, надежностью и отличной работе.

Механизм действия ободных тормозов таков: два рычага несут на себе по одной тормозной колодке, передавая усилие тросом с помощью тормозной ручки, колодки прижимаются к ободу и останавливают колесо.

 рассмотрим преимущества V-Brake:

  • тормозное усилие которого вполне достаточно для обычной езды, туристической и спортивной езды.
  • простота конструкции, практически любую поломку можно починить в полевых условиях имея набор шестигранников.
  • универсальность и схожесть конструкции не вызовет труда при замене запчастей, можно купить любые колодки для V-brake и они подойдут, есть в любом магазине.
  • небольшой вес в сравнении со многими дисковыми тормозами
  • так же данная система значительно дешевле дисковых тормозов

 

Какие же есть недостатки?

 

  •  этот тип тормозов требователен к качеству сборки колеса, и наличия деформаций(восьмёрка, яйцо) поскольку расстояние от колодок до обода по правилам должно составлять несколько мм
  • V-brake тормоз боится влаги, когда на обод попадает снег, вода, грязь и т.д. эффективность торможения снижается.
  • Система довольно капризна к настройке пружины рычагов и требует регулярной замены рубашек и тросов, особенно при езде в дождливую погоду. При максимальном усилии, v-brake тормоз может раздвигать перья рамы или штаны вилки, что снижает усилие. Для устранения последнего недостатка, приходится устанавливать специальную дугу (коромысло).
  • колодки тормоза портят обод колеса. В этом им помогают вода и грязь с абразивными частицами. Это конечно не быстрый процесс и он может растянуться на весь срок эксплуатации велосипеда, но все же.
  • Грязь значительно ускоряет износ, не только обода, но и колодок. Тонкие картриджные тормозные колодки, которых в обычных условиях равнинной езды может хватить на тысячу-другую километров, на долгой грязевой гонке с переменным рельефом или очень долгом спуске, могут быть стерты за день.
  • Длительное торможение (на спусках в горах) нагревает поверхность обода, что может повредить покрышку. Снижение скорости снижает скорость охлаждения набегающим воздухом, а большая скорость требует лучшего владения техникой езды на затяжных спусках.
  • V-brake имеет ограничения по ширине обода и покрышки, экстремальные широкие покрышки уже не встанут.

рассмотрим достоинства дисковых тормозов:

  •  дисковые тормоза обладают самыми эффективными тормозными свойствами.
  • дисковые тормоза работают при любых погодных условиях всегда хорошо.
  • дисковый тормоз не изнашивает обод и не боится восьмерок.
  • гидравлический привод не требует частого технического обслуживания, как говорится, поставил и забыл.
  • колодки и ротор имеют гораздо больший ресурс использования чем V-brake
  • на длительных спусках нагревается ротор а не обод
  • на дисковых тормозах (особенно гидравлических) очень хорошая модуляция
  • смотрятся такие тормоза намного круче
  • с плавностью тормозной ручки на гидравлике, не сравнится ни один другой тормоз.

 

какие недостатки?

    • В отличие от v-brake, чья конструкция практически не меняется от производителя или типа велосипеда, дисковые тормоза имеют десятки конструктивных отличий между разными моделями даже в одном модельном ряду. Разные колодки, типы крепления дисков и калипера, тормозная жидкость, диаметр дисков и т.д. Обслуживание, поиск запчастей и квалифицированного механика часто вызывает ощутимые трудности. Покупка велосипеда с предустановленными дисковыми тормозами от малоизвестного производителя, может в последствии вызвать серьезные, подчас не решаемые проблемы.
    • ремонт в полевых условиях значительно сложнее, а в случае с гидравликой практически невозможен.
    • ротор тормоза можно погнуть, для этого не нужно сверхнагрузок, достаточно например, неудачно сложить велосипед в машину и дефект готов. Выправка диска тоже достаточно трудоемкая работа.
    • если на ротор или в калипер попадет масло, то тормоз полностью перестает действовать, придется или менять колодки или прокаливать и стачивать их пока не заработают.
    • Тормозная жидкость DOT, используемая внутри многих моделей тормозов, чрезвычайно токсична. При неаккуратном обслуживании, есть риск повреждения покрытия рамы, компонентов и одежды.
    • На длительных спусках, есть риск закипания тормозной жидкости и полной потери контроля над велосипедом. Меры противодействия: большие 203 мм диски и использование тормозов с рабочей жидкостью  DOT, не для бюджетных кросс-кантрийных и прогулочных велосипедов.
    • Очевидные проблемы с багажником и длинными крыльями на усиках, решаются только установкой специализированных и довольно редких моделей под дисковые тормоза или каких либо самодельных приспособлений.
    • дисковый тормоз практически во всех случаях тяжелее чем v-brake
    • дисковый тормоз и комплектующие к нему дороже чем e v-brake

Дисковые тормоза

Стали доступны для велосипедов значительно позже, чем ободные тормоза, в велоиндустрию они перекочевали  с мотоциклов. И вначале устанавливались только на дорогие спортивные и экстремальные велосипеды. По классу эти тормоза делятся на механические (усилие передается с помощью троса), и гидравлические (усилие передается с помощью жидкости идущей по гидролинии)

 Устройство механического дискового тормоза:

[image]

Устройство гидравлического дискового тормоза:

[image]

механизм действия гидравлических тормозов:

[image]

[image]
Принцип работы гидравлического тормоза (конструкции бачков могут быть разными)

Какие же тормоза самые лучшие?

На этот вопрос однозначный ответ дать невозможно. Все зависит от Вашего стиля катания и, конечно, личных предпочтений.Если ты новичок в велоспорте, не поедешь кататься, когда на улице сыро и грязно, не собираешься носиться, как угорелый с горы или же ты хочешь отправиться в кругосветное путешествие, тогда тебе вполне подойдут тормоза типа v-brake.Если же ты спортсмен, тебя не пугает плохая погода, любишь  высокий запас мощности, любишь когда тебе завидуют во дворе или ты просто любишь экстремально-быструю езду, тогда твой взгляд скорее всего упадет на дисковый тормоз.

Советуем вам обращать внимание на производителя дисковых тормозов. Тормоза неизвестной марки, могут иметь колодки, которые вы не купите ни в одном магазине!

При выборе велосипеда надо понимать, что дисковый тормоз дороже, чем V-pake, это означает, что он «съедает» от цены велосипеда засчет каких-то других компонентов. Иными словами за одну и ту же сумму, тот велосипед, на котором нет дисковых тормозов имеет лучшее оборудование, чем тот, который с дисковыми тормозами.

Конечно, дисковые тормоза — это несомненно движение вперед, здесь уместно автомобильное сравнение — «автомат» или ручная коробка передач. Дисковые тормоза — более современные, чем ободные. Да, и внешне, пожалуй, ничто не сделает так привлекательным велосипед, как дисковые тормоза.

Поэтому мы считаем, что если позволяет бюджет, надо все-таки выбирать велосипед «на дисках».

Разница между тремя системами дисковых тормозов прямо следует из их конструктивных особенностей.

Гидравлические системы имеют пока явные преимущества, т. к. усилие передается с помощью несжимаемой жидкости; имеют минимум трущихся поверхностей; отсутствуют люфты; легко регулировать и дозировать тормозное усилие; быстрее отводят колодки от диска при отпускании тормозной рукоятки; большая мощность тормоза.

Механические дисковые тормоза уступают своим гидравлическим собратьям из за наличия люфтов; трущихся поверхностей; упругости передаточных звеньев; повышенного износа. Для примера трос передающий усилие на задний тормоз имеет большую длину, трется о рубашку, постепенно вытягивается, слегка пружинит, меняет длину в зависимости от температуры.

Но механические системы имеют и неоспоримые преимущества: меньше цена, больше надежность, простота ремонта и обслуживания, даже в полевых условиях, возможность сопряжения с любой стандартной тормозной ручкой, при правильной смазке окружающая температура слабо влияет на работу тормоза, а масло в гидравлике зимой может застыть

Гибридные, по эксплуатационным характеристикам и надежности занимают промежуточное положение.

Необходимо отметить, что дисковые тормоза выпускаются в разных версиях. Для «DH», параллельного слалома, фрирайда — более мощные, тяжелые, с дисками увеличенного диаметра, иногда «плавающими», нередко с 2х-поршневой скобой, и кросс-кантрийные — облегченные, компактные.

Рекомендации по выбору той или иной системы дисковых тормозов

Если Вы не ограничены в средствах, занимаетесь спортом, экстримом, очень агрессивным туризмом в выходные дни недалеко от населенных пунктов, автомагистралей и железных дорог или просто гоняете со «свистом» по городу то можно рекомендовать гидравлику.

Если средства Ваши ограничены, важна надежность и простота ремонта с минимумом затрат, если занимаетесь туризмом, особенно многодневным, живете далеко от сервисных центров — оптимальный выбор механические или гибридные тормоза.


Установка и настройка V-Brake

Замена колодок производится когда их поверхность сотрется до уровня канавок для оттока грязи (есть на всех колодках v-brake). Т.е. рабочая поверхность становится абсолютно ровной. Причем если это произошло только с одного края колодки, это говорит о том, что они были неправильно установлены. И их опять же надо заменить.

Раскройте тормоз, сведя тормозные рычаги рукой и вынув из паза металлический дугообразный наконечник рубашки, из которого выходит трос (см. картинку)

[image]

Если вы ставите простые новые колодки, то главное наденьте в нужной последовательности все прокладки и шайбы из которых состоит крепеж колодок (см. картинку) А лучше если вы запишите или зарисуете последовательность, в которой они у вас были. Иногда колодки бывают левые и правые. Это всегда указано на самих колодках. Не перепутайте!

[image]

Картриджные колодки меняются еще проще. Они имеют металлическую основу и меняется только резиновая накладка. Для это выньте фиксирующий шплинт, который закрепляет накладку в колодке и выдвиньте резиновую накладку. Шплинт не потеряйте, он не всегда идет в комплекте с новыми колодками. Вставьте новые накладки и зафиксируйте шплинтом. Не перепутайте левую и правую (см. картинку) Иначе не сможете их закрепить.

После замены колодок, тормоза нужно настроить.

Настройка

Принцип работы ободных тормозов понятен думаю каждому — 2 тормозные колодки, расположенные напротив друг друга параллельно колесу, между ними находится обод. При нажатии на ручку тормоза колодки сжимают обод, останавливая колесо. Механизм приводится в действие с помощью тросовой тяги.

Чтобы тормоза работали без сбоев нужно следить за целостностью тросика. Если его оплетка где-то расплелась или произошел разрыв хотя бы одного волокна, тросик следует заменить. Немаловажно чтобы тросик свободно ходил в рубашке. И следите чтобы у вас не было восьмерок.

Основа хорошей работы тормозов состоит в правильном прижатии колодок тормозов к ободу колеса. Регулируется это крепежом колодок, который состоит из набора алюминиевых прокладок и гайки на оси. Этот набор дает возможность закрепить колодку под нужным углом. А для этого нужно расслабить гайку на каждой колодке и сильно зажать тормоз. Расположите колодки так, чтобы они были горизонтально, прикасались к ободу всей поверхностью, но не задевали покрышку (см. картинку). И затените аккуратно гайки, не сбив положение колодки. Это справедливо для колодок с картриджами. Для обычных колодок нужно чтобы по горизонтали к ободу сначала прижималась задняя часть колодки (см. ниже)
[image]

Кроме этого нужно смотреть чтобы тормозные рычаги сходились одинаково. Это регулируется крестообразным винтом натяжения пружины у основания рычага.

Если когда вы нажимаете на тормоза один рычаг ходит слабо, то винт на этом рычаге следует немного закрутить, слишком легко — открутить.

Оптимальное исходное положение ободных тормозов:

Колодки отстают от обода колеса на расстояние до 3 мм.

 

Ручка тормоза при контакте колодок с ободом отстает от рукоятки руля на 2 — 2,5 см.

 

Если рекомендаций по положению стоит придерживаться строго, то усилие и положение рукояток тормоза каждый подбирает под себя. Но сильно расслаблять или натягивать тросы не стоит.

[image]

  1. Прежде всего проверяем положение колодок относительно обода. Несколько раз зажимаем-отпускаем тормоз. В идеале, колодки должны равномерно отступать от обода колеса.
  2. Если это не так, то при помощи регулировочного винта и отводящей пружины нужно привести рычаги тормозов в правильное положение:
  • Выкручивая винт, мы подтягиваем рычаг к ободу.
  • Закручивая винт, мы ослабляем и отводим рычаг от обода.

Если вы все правильно сделали, тормоза будут настроены, и работать исправно. А это не так уж и мало.


Установка дискового гидравлического тормоза.

Время работы: Полчаса

Стоимость: Придется потратить около 100 рублей на хомуты и фиксатор резьбы (ну и, естественно, приплюсуй сюда стоимость дисковых тормозов, если ты их еще не купил)

Инструменты: Кусачки для гидролиний, хомуты, шестигранник на 5 мм, фиксатор резьбы (типа Loctite)

Советы механика:
-До того как ты начал вешать на раму другое оборудование, займись прокладкой задней гидролинии. Помни: ветки любят попадать в любые петли. На двухподвесной раме проверь при полном сжатии задней подвески, чтобы не было выпирающих изгибов.
-Если ты не уверен, что поставишь тормоза как надо (их правильная установка необходима для твоей же безопасности), то отправляйся в ближайший веломагазин. Будем надеяться, за несколько взмахов гаечным ключом с тебя там не запросят втридорога. Когда будут ставить тормоза, смотри в оба и запоминай, чтобы в следующий раз ты смог все сделать сам. [image] 

      1. Сними старые тормоза и почисть их. Пригодятся в хозяйстве: всегда нелишне иметь под рукой запасной комплект тормозов на тот случай, если у тебя возникнут проблемы с дисковой гидравликой, которые ты не сможешь устранить до следующей поездки.
      2. Надень на руль тормозные ручки, проверь, не перепутал ли правую с левой. Если новые тормозные рукоятки, по сравнению со снятыми, длиннее или короче, то тебе придется отрегулировать положение крепления ручки на руле так, чтобы перо рукоятки встало в нужном месте. При этом, возможно, придется сдвинуть манетки переключателей на несколько миллиметров внутрь.

[image]

[image]

3. Если возникнет необходимость использовать адаптер для калипера (он требуется многим вилкам с креплением стандарта post-mount, таким как Manitou и Marzocchi), то, значит, подошла очередь для установки. Болты на большинстве адаптеров идут с уже нанесенным фиксатором резьбы (это определяется по тому, намазаны они красной или синей клейкой субстанцией). Если на них нет фиксатора резьбы, не забудь его нанести: вряд ли тебе в середине спуска понравится дребезжание ослабленных болтов.

4. Теперь устанавливаем калиперы на раму/вилку. На некоторых моделях адаптера или на корпусе самого калипера вместо круглого отверстия для болта используется вытянутая вдоль прорезь. Это позволяет сделать точную подгонку. Другие производители, такие как Hope, предлагают тебе повозиться с шайбами и проставками, которые идут в комплекте разных размеров. Не спеши, делай эту процедуру аккуратно, потому что трущие диски не столько замедлят твое движение, сколько достанут своим скрипом и тебя, и тех, кто поедет рядом с тобой.

 

 

[image]

5.Поставь тормозные диски на втулки и закрепи, используя прилагающиеся болты, — это не займет много времени. Только проверь, чтобы крепежные болты не выкручивались и на них был фиксатор резьбы. Если болты для роторов снабжены экзотическими головками, лучше сразу поменяй их на болты под шестигранник — тогда не будет проблем с инструментом, да и проверять их затяжку легче. Если у тебя тормоза Shimano, то, скорее всего, у них система крепежа Center Lock: диск надевается на направляющие втулки и затягивается гайкой точно так же, как на задних кассетах, — съемником кассеты.[image][image]

6. При помощи хомутов закрепи гидролинии на раме. Некоторые рамы идут с направляющими гидролинии — специфическими выступами с маленькими отверстиями для хомута, чтобы зажать в нем гидролинию. На других используются фиксаторы в виде зацепов, куда надо вкручивать гидролинию, чтобы поставить ее на место. Будь с этим поаккуратнее: перекрутить гидролинию легко (если она не армированная металлом, апгрейд очень существенный). Но прежде чем закрепить гидролинию, сначала поэкспериментируй с вариантами ее прокладки, чтобы найти наиболее изящный путь от руля к колесам.

 

 


Как прокачать дисковые гидравлические тормоза.

 

[image]

Прокачка дисковых гидравлических тормозов – это серьезная и ответственная работа поэтому подходить к ней нужно подготовленному.
Основные симптомы, что вам нужно прокачивать тормоза следующие:
1. Когда вы нажимаете на ручку тормоза, она достает почти до грипсы, а тормоз при этом не схватывает, но при этом колодки в нормальном состоянии.
2. Ручка просто проваливается при нажатии.
3. Если резко нажать тормоз, после того как он сработает, ручка все равно будет плавно идти дальше.
Причина этих симптомов – воздух, который попал в гидролинию. Это может произойти из-за повреждения гидролинии, перегрева калипера и закипания масла, резкого перепада температуры, неполного расширительного бачка или открутившегося штуцера на калипере.
Перед началом прокачки дисковых тормазов, вам нужно проверить гидролиню на предмет трещин, подтеков масла и т.д. А так же проверить износ тормозных колодок. Если все в порядке можно приступать.
Важно!!!
-Будьте аккуратны, если тормозная жидкость попадет на тормозной диск или колодки, тормозные свойства ухудшатся!!!
-Используйте только рекомендуемую производителем тормозную жидкость!!!
Прокачка гидравлических тормозов.
1. Поставьте тормозную ручку так, чтобы расширительный бочек был горизонтально и смотрел вверх.
[image]
2. Оденьте кембрик на болт прокачки и опустите его в бутылку или другую емкость, для сбора излишков тормозной жидкости.
[image]
3. Открутите крышку расширительного бочка (обычно для этого требуется звездочка на 3-4)
4. Аккуратно налейте тормозную жидкость до уровня МАКС.
5. Плавно несколько раз нажимайте на ручку пока не почувствуете, что она нажимается туго, нажмите и удерживайте ручку.
6. Ключом на 7 (в разных моделях по-разному) слегка открутите болт прокачки (на который вы одели кембрик) и сразу зажмите. Ручку при этом не отпускайте. Не забывайте доливать жидкость в расширительный бачок.
7. Повторите П. 5 и 6 до тех пор, пока ручка не станет туго ходить.
8. Закрутите расширительный бачок.
Велосипеды на дисковых тормозах очень эффективны в плохих погодных условиях и в условиях жесткой эксплуатации. Следите за работой тормозной системы, и вы всегда сможете вовремя остановить свой велосипед.

Рекомендации по настройке и регулировке дисковых тормозов велосипеда

в целом таковы — делать это лучше в специализированных сервисах (таковые как правило имеются при крупных вело-спорт-магазинах). Ну и не забывайте проверять износ тормозных колодок (примерно раз в месяц… или чаще — в зависимости от интенсивности катания) — так если толщина их рабочей части  составляет уже менее 1,0 мм, то они подлежат обязательной замене.


Неисправности дисковых тормозов

Тормозные колодки трутся о диск

Признак неисправности
Возможная причина
Способ устранения
Тормозные колодки постоянно трутся о диск.
Тормозные колодки загрязнены
Чаще всего проходит само, после выезда из грязи. Если помогает — очистить тормозные колодки от грязи, промыть их водой.
Нарушена регулировка положения калипера. Одна колодка находится ближе к диску, чем другая.
Отрегулировать положение калипера
Тормозные колодки задевают за диск, при каждом обороте колеса
Нарушена регулировка положения калипера. Одна колодка находится ближе к диску, чем другая
Отрегулировать положение калипера
Диск неверно установлен или деформирован.
Правильно установить диск, или выправить его.
Тормозные колодки задевают за диск только при маневрах, поворотах.
Недостаточная жесткость передней вилки.
Обычно не представляет особой проблемы. Если сильно раздражает, можно попробовать потуже затянуть эксцентриковый зажим.
Люфт втулки колеса
Устранить люфт.
Не получается отрегулировать положение калипера – после нескольких торможений колодки опять начинают задевать за диск.
Ослабла возвратная пружина
Заменить возвратную пружину (на некоторых запаснаяпружина тормозах продается в комплекте с колодками)
На морозе колодки начинают тереться о диск, ход тормозной рукоятки уменьшается. В тепле проблема исчезает.
Загустевает тормозная жидкость, усилия возвратной пружины не хватает для возврата колодок в исходное положение.
Заменить тормозную жидкость.

Тормоза работают слабо, торможение вялое

Признак неисправности
Возможная причина
Способ устранения
Тормоза работают слабо, торможение вялое. Тормозная рукоятка не «проваливается».
Изношены тормозные колодки или диск
Заменить колодки или диск.
Установлены новые тормозные колодки, им требуется некоторое время для притирки.
Проблема исчезает сама собой через 40-100 км.
Тормозной диск или колодки загрязнены или замаслены.
Прогреть диск и колодки, выполнив мягкое торможение на спуске или при вращении педалей.
Тормоза работают слабо, торможение вялое. Рукоятка тормоза «проваливается», упирается в ручку руля
Гидравлические тормоза — Попадание воздуха в гидролинию.
Прокачать тормоза
Механические тормоза — Не отрегулирована длина троса.
Отрегулировать положение троса.
Гидравлические тормоза работают нормально, но при длительном торможении рукоятка тормоза внезапно «проваливается» и упирается в ручку руля.
Перегрев калипера и вскипание тормозной жидкости
Заменить тормозную жидкость.

Торможение сопровождается скрежетом и скрипом

Признак неисправности
Возможная причина
Способ устранения
Торможение сопровождается скрежетом и скрипом.
Тормозной диск мокрый.
Просушить диск, выполнив мягкое торможение на спуске или при вращении педалей.
 Торможение сопровождается скрежетом и скрипом.
Изношены тормозные колодки или диск
Заменить колодки или диск.

 

 

Добавить комментарий