Манетка | Переключатели скоростей

Состав  

  • Манетка
  • Задний переключатель
  • Передний переключатель

Манетка

Манетка (англ. shifter) — это устройство дистанционного управления переключателем передач или велосипедной вилкой. Иногда неправильно называют «монеткой». Представляет собой механизм высокоточного натяжения и стравливания троса.

Конструкция манеток

  • Фрикционные

Наиболее простые манетки, использовавшиеся на старых и/или очень дешевых велосипедах, представляют собой туго перемещающийся (отсюда название) рычажок, позволяющий бесступенчато натягивать и стравливать трос. Для переключения требуется выставить положение рычажка так, чтобы цепь перескочила на другую звезду и при этом не терлась о соседние.

  • Индексные

Современный вариант манеток с храповым механизмом, обеспечивающий дозированное перемещение троса, и позволяющий переключаться за раз ровно на столько звезд, сколько требуется ездоку.

Разновидности манеток

Триггерные

В таких манетках управление перемещением троса осуществляется с помощью 1-2 рычагов и кнопок, расположенных рядом с грипсами.

Варианты исполнения:

  • EZ-Fire Plus — манетки Shimano низкого уровня с рычагом под рулем и кнопкой над рулем. Натягивание троса делается большим пальцем, сброс — указательным, с помощью кнопки.
  • Rapidfire — манетки Shimano высокого уровня с рычагом и кнопкой, расположенными под рулем. Натягивание троса осуществляется большим пальцем, сброс — указательным или большим (в старых сериях — только указательным).
  • Trigger:
    1. Старые манетки SRAM низкого уровня с одним рычагом, размещенным под рулем. Натягивание троса осуществляется большим пальцем, сброс — указательным.
    2. Современные манетки SRAM с рычагом и кнопкой, размещенными под рулем. Натягивание и сброс троса осуществляются большим пальцем.
[image]
[image]
[image]
[image]
Shimano EZ-Fire Plus
Shimano Rapidfire
SRAM Trigger (низкого уровня)
SRAM Trigger

Достоинства:

  • Традиционная конструкция, привычная для большинства,
  • Не снижают удобство грипсов.

Недостатки:

  • Физически тяжелое натяжение троса переднего переключателя.
  • Есть выступающие части: при ударе есть риск поломки или получения травмы колена.
  • Могут неудобно совмещаться с тормозными ручками (особенно «недружественных» производителей).
    • Следствие: могут «мешаться» под руками при некоторых хватах.
  • Не могут стравливать трос более, чем на 1-2 щелчка за раз. Натягивание троса более, чем на 2-3 щелчка неудобно анатомически.

Grip-Shift

[image]
SRAM Twister

В таких манетках управление перемещением троса осуществляется с помощью поворотной части грипсы (как рукоятка газа на мотоцикле) длиной порядка 50 мм.

Разновидности:

  • Revoshift — манетки Shimano для городских групп оборудования и для групп низкого уровня.
  • Twister — манетки SRAM, присутствующие практически во всех группах.

Достоинства:

  • Возможность моментального переключения любого количества передач в любую сторону.
  • Нет выступающих частей.
  • Возможность тонкой подстройки положения переднего переключателя (Microindex у SRAM).
  • Физически легкое переключение.

Недостатки:

  • Требуют достаточно много места на руле.
  • У недорогих моделей поворотная часть слишком толстая, что снижает удобство удержания руля.
  • Потенциальный риск случайного переключения (реально это происходит не чаще, чем с триггерными манетками).

Комбинированные (у горных велосипедов)

[image]
Новый» Dual Control

Это манетки, объединенные с тормозными ручками, выпускаются Shimano.

[image]
«Старый» Dual Control

Простые комбинированные манетки — встречаются чаще в низших группах оборудования (хотя есть комборучки и высокого уровня), представляют собой тормозную ручку для вибрейка, объединенную в один корпус с триггерной манеткой EZ-Fire-Plus или Rapid-Fire. Имеют более низкую себестоимость (поэтому любимы сборщиками недорогих велосипедов), но при этом значительно ограничивают возможность регулировки положения тормозной ручки относительно руля — при «грамотной» настройке ручки «под 2 пальца» триггер оказывается слишком далеко.

Манетки Dual Control — нововведение Shimano, представляющее собой единый орган управления тормозами и переключением передач. Фактически представляют собой тормозной рычаг с 2 степенями свободы, качание которого вверх-вниз позволяет переключать передачи.

Достоинства:

  • Оригинальная технически совершенная конструкция.
  • Неизменность хвата руля при езде.

Недостатки:

  • Старые варианты занимают КРАЙНЕ много места на руле.
  • Высокая цена (впрочем, старые модели продаются за рубежом с огромными скидками).
  • Несовместимы с задними переключателями и гидравлическими тормозами других производителей.
    • При смене переключателя или тормозов придется покупать новые манетки целиком.
  • Есть жалобы на неэргономичность конструкции и неприятные ощущения при работе.

Можно сказать, что манетки Dual Control вместе с переключателями Rapid Rise занимают узкую нишу для приверженцев именно такого способа переключения.

Шоссейные манетки

[image]
Шоссейные манетки

Наиболее распространенные шоссейные манетки — так называемые «пистолеты», которые включают в себя тормозной рычаг, встроенное в него устройство переключения передач и вспомогательную рукоятку для удержания руля.

Принцип работы «пистолетов» следующий:

  • Для торможения следует потянуть рычаг на себя.
  • Для натяжения троса следует качнуть рычаг в сторону центра руля.
  • Для сброса троса следует качнуть встроенный вспомогательный рычажок в ту же сторону.

Достоинства:

  • Возможность переключения передач и торможения, не снимая руки с руля, в нижнем и среднем хватах.
  • Удачная эргономика.
  • Дополнительные ручки-пистолеты для удержания руля.

Недостатки:

  • Требовательность к удобству перчаток.
  • Невозможность развить большое тормозное усилие в хвате «на пистолетах».
  • Высокая цена.

Совместимость

8 и 9 скоростей

  • Все манетки для передних переключателей совместимы между собой (разумеется, с учетом предполагаемого количества звезд системы).
  • Задние манетки Shimano совместимы только с переключателями Shimano, причем шоссейные и горные версии совместимы между собой.
  • MTB-манетки SRAM совместимы только с задними переключателями SRAM, за исключением моделей TRX, Rocket и Attack, которые совместимы с переключателями Shimano.
  • Шоссейные манетки SRAM и Campagnolo совместимы только с шоссейными переключателями соответствующих фирм.
  • Задний переключатель на данное число звезд совместим с манеткой на меньшее число звезд. То есть на «восьмерной» привод можно смело ставить «девятерной» задний переключатель.
  • Задние переключатели SRAM на 9 скоростей совместимы с манетками Shimano на 10 скоростей и наоборот .

10 скоростей

Shimano

  • Шоссейные 10-скоростные манетки и переключатели совместимы с горными переключателями на 9 скоростей, но полностью несовместимы с 10-скоростными горными (Dyna-Sys): разные ходы тросов и спереди, и сзади.
  • 9-скоростные задние переключатели не работают с новыми 10-скоростными горными манетками. Но работают со старыми 10-скоростными манетками для шоссейных гибридов. Dyna-Sys вытягивает в 2 раза больше троса за щелчок, чем старые Shimano на 9 скоростей.
  • 10-скоростные горные переключатели Shimano не могут использоваться с 9-скоростными манетками Shimano. А шоссейные задники на 10 — могут.
  • Задние переключатели SRAM на 9 скоростей совместимы с манетками Shimano на 10 скоростей и наоборот.
  • Старые «9-скоростные» передние переключатели могут быть использованы с новыми манетками Dyna-Sys, но в сочетании с системой dyna-sys («10-скоростной») работают неоптимально.
  • Старые передние переключатели и системы («9 скоростей») могут быть использованы с 10-скоростными цепями и новыми передними манетками.
  • Старая («9-скоростная») передняя манетка может быть использована для работы с передним переключателем dyna-sys.
  • 10-скоростные дорожные и горные цепи — не одно и то же.
  • 10-скоростные горные и дорожные кассеты совместимы.

SRAM

  • 3х9 и 2х10 несовместимы между собой — в частности, задние переключатели и манетки.
  • Шоссейные и горные 2х10 совместимы.
Манетка
Задний переключатель
Shimano и совместимые с ней
Sram (E.S.P. и 10-ск.)
Campagnolo
7-ск.
8-ск.
9-ск.
10-ск. Ш.[1]
10-ск. Г.[2]
7-ск.
8-ск.
9-ск.
10-ск.
9-ск.
10-ск.
11-ск.
Все Shimano, кроме горных на 10 (Dyna-Sys)
7
8
9
10
7
8
9
То же, установка троса «Old Dura-Ace»
8
9
8
То же, установка троса «Hubbub»
9[3]
8
9
Shimano 10-ск. «Dyna-Sys» («горные»)
10
7
8
9
Sram E.S.P.: 7, 8, 9-ск. («горные»)
10
7
8
9
Sram 10-ск.
7[4]
8
10
Campagnolo (2001 и новее)
7[5]
9
9
10
11

Столбцы таблицы соответствуют манеткам, строки — типам задних переключателей. На пересечении столбца и строки указано получаемое количество передач, если есть совместимость.

Заливка означает степень совместимости:

«Родные» компоненты
Полная совместимость
Неполная совместимость
(число передач меньше того, на сколько рассчитана манетка)
Условная совместимость
(при работе используются не все звезды кассеты)
  1. Шоссейные манетки (моноблоки и модели, предназначенные для флэтбаров/дорожных гибридов).
  2. Горные манетки (Dyna-Sys).
  3. На 10-скоростной кассете.
  4. На 10-скоростной кассете.
  5. На 9-скоростной кассете.

Строение
[image]
Однорычажная манетка

1 — рычаг, 2 — индикатор, 3 — оплетка с тросом, 4 — руль, 5 — хомут, 6 — корпус, 7 — грипсы, 8 — тормозная ручка, 9 — полый болт (барабан), регулирующий натяжение троса переключения: передач

Простейшим вариантом системы SIS являются индексные однорычажные манетки THUMB SHIFTER. К ним относятся, например, манетки SL-TZ220, SL-TX30 или SL-TX50 группы Tourney от SHIMANO, которые выпускаются и сейчас. Такого типа манетки устанавливаются на сравнительно недорогие горные, гибридные и комфортные байки. В последние годы они активно вытесняются шифтерами других, более удобных и надежных в работе типов. В THUMB SHIFTER положение рычажка фиксируется в нескольких положениях с помощью простого стопорного устройства. Соответственно ступенчатому перемещению рычажка, шагами перемещался и трос, выставляя переключатель около звезд на кассете или системе. Если правильно и точно настроить крайние положения переключателей и натяжение троса, то работают однорычажные манетки достаточно четко. Но при переключении передач руку приходится отрывать от руля, а если надо одновременно перекинуть цепь и впереди, и сзади, то приходится ехать совсем «без рук», что не есть хорошо. Манетки с рычажками торчат на руле вертикально вверх и легко могут быть повреждены при падении.

Однорычажные устройства сменили шифтеры с храповым механизмом (в народе их называли «полуавтоматы»), которые появились в 1985 году. Приводятся они в действие двумя рычагами или кнопками (клавишами), или рычагом и кнопкой, как у группы Nexave от Shimano. Одним рычагом или кнопкой трос перемещается в сторону больших звезд кассеты, а другим рычагом — рычагом сброса, возвращается в исходное положение, на малые звезды. Переключать можно одним пальцем, не отрывая руку от руля, что удобно и безопасно, и позволяет сохранить контроль над байком в сложных условиях. Наиболее известны шифтеры Shimano — Rapid-fire plus и EZ-Fire plus. Манетки среднего и высокого уровня позволяют переводить цепь сразу на 2-3 звезды на кассете вверх и вниз — так называемая система «Мультисброс». В последние годы появилась функция «Двунаправленный сброс». Теперь рычаг сброса можно нажимать большим пальцем, как и рычаг перевода цепи на большие звезды. То есть рычагом сброса можно манипулировать двумя пальцами и с двух сторон. Применяется в группах: XTR, SAINT, XT, SLX, DEORE LX, DEORE. Функция «Мгновенный сброс» заменила переключение щелчками. Теперь переключение с мгновенным сбросом освобождает трос, как только приводится в движение рычаг сброса, давая максимально быструю смену передачи. Применяется в группах: XTR, SAINT, DEORE XT.

[image]
Вращающаяся манетка TWIST SHIFTERS (грипшифт) устройство и установка.

Манетки Grip-Shift. По конструкции эти манетки очень напоминают мотоциклетные ручки газа. Впервые их разработала для велосипедов фирма SRAM, с тех пор они получили большое распространение, и выпускается многими производителями. Фирма Shimano делает шифтеры типа Grip-Shift только для нижних групп — они называются Kevoshift. Есть две разновидности Grip-Shift: с короткой ручкой, за которую можно ухватиться двумя пальцами, и с длинной — под ладонь. Манетки очень просты по конструкции, их идея лежит на поверхности, это вращающийся рычаг круглой формы, как колесо, насаженный на руль. Они надежны и удобны, для переключения передач не требуется даже отрывать пальцы от руля. Их можно переключать сразу на несколько позиций, вверх и вниз. Кроме того, передачи удобно переключать в холодное время года, зимой, в толстых рукавицах. Отсутствие торчащих рычажков уменьшает риск повреждения или поломки при неудачном падении с фатальным задеванием манетки коленом.

Иногда, для переключения передач приходится довольно сильно давить на рычаг манетки. Для уменьшения усилия Shimano разработала систему SPSM3 (Shimano Power Change Mechanism) с шифтером Тар Fire. При нажатии на клавишу шифтера механизм, установленный на кареточном узле, переводит передний переключатель на другую звезду, используя усилия ног велосипедиста, вращающего шатуны. А ноги, как известно, гораздо сильнее рук, и тем более, пальцев. Когда шатуны вращаются быстро, то для переключения с избытком хватает сил инерции. По сведениям фирмы Shimano, усилие на рычаге шифтера уменьшается на 70%-80%. Аналогичную систему выпускает SR SUNTOUR, которая называется NRX DRIVE TRAIN (Power Flo System).

[image]
Работа универсальной манетки Dual Control Shimano Торможение

Фирма SRAM в противовес шифтерам Rapid-fire plus, разработала и производит свои манетки с храповым механизмом Trigger, а сама система переключения передач называется IMPULSE Technology. Манетки Trigger имеют два рычага и индикатор переключения передач. Они пользуются большим успехом в Америке, а у нас пока известны гораздо меньше, чем шифтеры Rapid-fire или Grip-Shift. В нынешнем сезоне появились «триггеры начального уровня» — 4.0 с передаточным отношением 1:1 и Shimano-совместимые TRX с соотношением 2:1. Они имеют конструкцию UNI-LEVER с одним рычагом, которым двигают в разные стороны, переключая передачи, нажимая то большим, то указательным пальцем.

Фирма SR SUNTOUR выпускает комбинированный шифтер, который объединяет в одном узле Grip-Shift и триггерную манетку. Для управления передним и задним переключателями достаточно одной правой руки, у которой задействованы ладонь и два пальца для нажатия на рычаги триггера. Левая рука свободна. Она может держать руль, тормозить, чесать репу или настраивать на ходу амортизаторы байка. Данный способ переключения передач носит название ICE (Integrated Control Equipment), или, в вольном переводе, «системная интеграция».


Обслуживание, настройка, уход

Чаще всего манетки в настройке не нуждаются, их надо только правильно установить и заправить трос (троса). Смазывать изредка надо только манетки Grip-Shift, для них продается специальная смазка. Триггерные манетки имеют внутри конститентную смазку. Перебирать их и набивать новую смазку надо только в случае отказа, поломки или попадания внутрь воды или песка. Делать это лучше всего в хорошей мастерской. В уходе нуждается только полый болт (барабан), служащий для регулировки натяжения троса переключения.

Большая часть шифтеров оснащена индикаторами переключения передач. Это красивая игрушка, пользы от которой довольно мало, особенно для новичков. Переключать передачи надо по ощущениям и усилиям, возникающим при вращении педалей, и в зависимости от рельефа и грунта (грязи, песка и снега), по которому приходится катить. Если слишком пристально разглядывать индикаторы, пытаясь вспомнить, а какие передачи стояли в прошлый раз, то легко можно потерять контроль над байком и упасть. Особенно это стоит учитывать тем, кто только недавно сел на велосипед или давно на нем не ездил.


Задний переключатель скоростей

[image]Задний переключатель скоростей (англ. rear derailleur) — это часть оборудования велосипеда, предназначенная для изменения передаточного отношения трансмиссии и для поддержания натяжения цепи. Переключатель скоростей в том виде, в каком он применяется сегодня на большинстве велосипедов, изобрёл известный итальянский велосипедист Туллио Кампаньоло (w-en:Tullio Campagnolo) в 1950 г.

Конструкция

  • Принцип работы

Задний переключатель представляет собой параллелограмный механизм с мощной возвратной пружиной, перемещающий в поперечном направлении рамку (также называемую лапкой) с закрепленными между ними роликами. Переключатель крепится к петуху с помощью полого болта М10 и имеет возможность качаться вверх-вниз с целью поддержания постоянного расстояния от направляющего ролика до звезды кассеты.

Перемещение переключателя в одном направлении осуществляется с помощью тросового или электропривода, в противоположном ему — с помощью возвратной пружины. Перемещение переключателя вызывает переход пропущенной через него цепи с одной звезды кассеты на другую, при этом автоматически убирается провисание цепи. Существуют также переключатели с гидравлическим приводом.

Переключатель может работать только при вращении педалей вперед, под небольшой нагрузкой. Переключение под большой нагрузкой возможно, но не рекомендуется, поскольку может привести к ускоренному износу деталей или даже к поломке, в случае переключателей низкого уровня.

  • Материалы

Задние переключатели среднего уровня выполняются из алюминиевых сплавов с отдельными стальными деталями (регулировочные болты, возвратная пружина, иногда одна из щечек рамки). Переключатели низкого уровня более активно используют сталь (что однако не повышает их прочность и долговечность, скорее наоборот), а топовые модели имеют титановую пружину и рамку из углепластика.

  • Ролики

Переключатель имеет 2 пластиковых ролика — направляющий (верхний, англ. guide pulley) и натяжительный (нижний, англ. tension pulley). Эти ролики не взаимозаменяемы между собой, между переключателями разных производителей и иногда — между разными моделями одного производителя. Ролики установлены на подшипниках скольжения или качения (у Shimano — в группах XT, Ultegra, XTR, Dura-Ace, Saint) и являются расходным материалом — со временем изнашиваются зубья и разбалтываются подшипники, что снижает четкость переключения.


Отличительные особенности

При замене старого переключателя на новый возникает вопрос об их совместимости, поскольку одна конкретная модель переключателя может иметь до 6 и более разновидностей, различающихся по конструкции.

Для начала следует заметить, что переключатели на 7-9 звезд не различаются по количеству возможных звезд на кассете — ничто не мешает использовать переключатель для девятерного привода на семерной кассете. Но горные переключатели на 10 скоростей уже как правило несовместимы с трансмиссией на 9 и менее скоростей.

  1. Длина рамки
[image]
Была слишком короткая цепь

Выпускаются переключатели с тремя характерными длинами рамки, которые определяют их емкость, то есть диапазон передаточных отношений, с которым может работать переключатель. Чем больше длина рамки, тем более сильный провис цепи может выбрать переключатель, и тем выше его емкость.

Другими словами, емкость переключателя — это суммарная разница между самыми большими и самыми маленькими звездами кассеты и системы, которая может быть отработана переключателем без провисания или заедания цепи. Например, если на велосипеде стоят кассета 11-32Т и система 22-32-44Т, то минимально допустимая емкость переключателя вычисляется так: (32-11)+(44-22)=43Т.

При установке переключателя с более короткой лапкой, чем следует, цепь будет плохо натягиваться на сочетаниях звезд «малая-малая» (при условии правильной длины цепи).

При установке переключателя с более длинной лапкой трансмиссия будет работать точно так же, но при этом возрастает вес и увеличивается риск зацепиться рамкой за препятствие. Некоторые люди сознательно ставят более короткую рамку, чем следует, с целью уменьшения этого риска, однако вопрос о том, стоит ли игра свеч, остается открытым.

Значения емкости различных переключателей можно найти в каталогах производителей. Вот эмпирическое правило выбора длины рамки:

  • короткая рамка: MTB с одинарной системой (экстремальные велосипеды), шоссейные велосипеды с двойной системой;
  • средняя рамка: MTB с двойной системой (2х9, 2х8), шоссейные велосипеды с тройной системой (или с двойной системой и горной кассетой);
  • длинная рамка: MTB с тройной системой (а также 2х10 с кассетами типа 11-36) и остальные варианты.
  1. Направление действия пружины

Традиционная и наиболее распространенная конструкция переключателя (англ. top normal) подразумевает, что на более крупные звезды цепь затягивается тросом (то есть мускульной силой байкера), а на мелкие — стягивается возвратной пружиной. По такой системе работают все шоссейные переключатели, переключатели SRAM и значительная часть горных переключателей Shimano.

[image]
Переключатель SRAM X.0 с прямым подводом троса

В 2003 году Shimano представила «перевернутую» конструкцию заднего переключателя (англ. Rapid Rise или low normal). В таких переключателях возвратная пружина затягивает цепь на крупные звезды, а трос — сбрасывает на малые. Соответственно, у «обычных» манеток с такими переключателями меньшие цифры на индикаторе соответствуют меньшим звездам. Такая схема виртуально, удобнее для освоения новичками (повышение/понижение передачи на обеих манетках осуществляется одинаково). Основной недостаток — меньшая грязеустойчивость.

У обоих схем работы нашлись сторонники и противники, однако противников ощутимо больше. Переключатели Rapid Rise часто считают «компаньоном» к редким манеткам-моноблокам Dual Control (вплоть до того, что считают, что эти вещи неразделимы) . Чаще всего переключатели Low-Normal можно встретить на велосипедах, где они были установлены в стоке.

Справедливости ради стоит отметить, что первые Low-Normal переключатели встречались еще в середине прошлого века, но как стандарт не закрепились.

 

  1. Передаточное отношение привода

Передаточное отношение привода переключателя — это отношение перемещения переключателя к соответствующему перемещению троса. Shimano использует в своих манетках и задних переключателях схему 2:1, SRAM — 1:1, поэтому переключатели Shimano и SRAM в общем случае не совместимы друг с другом.

Инженеры SRAM заявляют, что их схема 1:1 обеспечивает более четкую работу в сложных условиях и при загрязненности тросов, однако напрямую проверить достоверность этого факта сложно. В любом случае, по отзывам, переключатели SRAM срабатывают более жестко, чем Shimano.

В настоящее время ситуация еще более осложнена появлением десятискоростных трансмиссий от Shimano и SRAM. Ни та, ни другая не совместимы с 9 ск аналогами той же фирмы, но при этом 9-скоростная трансмиссия SRAM совместима с 10-скоростной горной Shimano Dyna-Sys. Однако шоссейные 10-скоростные манетки и переключатели от Shimano все еще рассчитаны под классический ход троса (2:1), поэтому в природе существуют «гибридные» манетки под прямой руль на 10 ск, совместимые с классическими переключателями (R-серия).

  1. Подвод троса к переключателю

Это способ присоединения рубашки троса к переключателю. Возможны 2 способа:

  • традиционная подводка троса — трос входит в переключатель сзади и при этом описывает петлю вокруг дропаута.
  • прямая подводка троса — трос входит в переключатель сверху и проложен по кратчайшему пути.

Прямая подводка троса значительно лучше традиционной — ликвидируется вредный изгиб троса, снижается шанс зацепиться за что-либо выступающей петлей, экономится вес.

Прямая подводка изначально была отличительной чертой переключателей SRAM, а переключатели Shimano использовали традиционную подводку. Чтобы подвести к такому переключателю трос напрямую, докупалось специальное устройство Avid Rollamajig, которое «доворачивало» трос под требуемым углом. В новых моделях переключателей Shimano уже используется прямая подводка троса.

[image]
Слева — традиционная конструкция, справа — Shadow
  1. Технология Shadow

Это фирменная технология Shimano, позволяющая уменьшить выступание параллелограмного механизма вбок при работе на малых звездах системы. Считается, что это уменьшает вероятность повреждения переключателя или петуха при падении набок. Кроме очевидного плюса, у этих переключателей используется более прямой подвод троса, какой уже давно применяет SRAM, что позволяет минимизировать трение в не сильно изогнутой рубашке.

  1. Крепление на ось втулки

В отличие от обычных переключателей, которые крепятся к петуху, некоторые модели переключателей для экстремальных дисциплин (Shimano Hone, Saint) используют непосредственное крепление на ось втулки. С учетом усиленной конструкции оборудования достигается устойчивость к слабым и средним ударам, которые у обычного велосипеда привели бы к поломке петуха. Платой за это является увеличенный вес оборудования, а также то, что в случае действительно сильного удара придется менять переключатель и/или втулку.

Прямая противоположность этому — сверхбюджетные переключатели (в основном клоны классического Shimano Tourney), которые также крепятся на ось втулки с помощью пластины-крюка. В нормальных современных велосипедах не встречаются, но теоретически могут использоваться для апргейда старых рам с наклонными дропаутами или как ремкомплект «на группу» в длительном походе (в практике Велоклуба 3х9 такие пригождались).


Настройка заднего переключателя
  1. Винт крепления троса.
  2. Барабан для регулировки натяжения троса. На некоторых переключателях может отсутствовать.
  3. Ограничительный винт регулировки малых передач (больших звездочек) -обозначается буквой L.
  4. Ограничительный винт регулировки больших передач (малых  звездочек) -обозначается буквой H.
  5. Винт регулировки натяжителя цепи. На некоторых переключателях может отсутствовать.

На переключателях разных моделей эти регулировочные винты могут быть расположены по разному. Например, ограничительные винты часто располагаются не сзади, а сбоку. Кроме этого, на некоторых манетках тоже стоят регулировочные барабаны, и они тоже, в сущности предназначены для регулировки заднего переключателя ( точнее, для регулировки натяжения троса) Каким барабаном пользоваться — разницы нет, но уж если захотелось подтянуть трос прямо на ходу, то можно воспользоваться регулятором на манетке. Поскольку тросы имеют свойство растягиваться в процессе эксплуатации, подтягивать их придется все равно, как бы тщательно ни регулировались переключатели. Регулировать задний переключатель можно только на чистом велосипеде. Надо очистить от грязи сам переключатель, ролики натяжителя, вытащить всякие травинки и хвоинки из кассеты, а также очистить и смазать цепь. Иногда этого бывает достаточно для того, чтобы переключатель начал работать, как полагается.

Устанавливаем цепь на самые маленькие звездочки спереди и сзади. Находим на своем переключателе регулировочные винты H и L.( High и Low что значит высокие и низкие передачи)

Ослабим трос заднего переключателя ,крутим барашек на переключателе и на манетке по часовой стрелке

Ослабляем винт крепления троса и вынимаем трос из крепления на заднем переключателе Если трос изношен или расплетен то лучше его заменить. А если он грязный, то его надо почистить и смазать. Несмазанный трос может стать причиной нечеткого переключения передач.

Устанавливаем большие передачи. Для этого надо встать сзади велосипеда, и, поворачивая регулировочный винт H, выровнять ролики нятяжителя и самую маленькую звездочку. Ролики и звездочка должны находиться на одной прямой.

Устанавливаем трос. Заправляем трос под винт крепления, натягиваем трос (посильнее) одной рукой, а другой рукой закручиваем винт крепления троса. Если для троса в зажиме предусмотрена канавка, то надо убедиться, что трос попал в эту канавку, а не лежит рядом. Не переусердствуйте с затяжкой винта — в этом месте очень легко сорвать резьбу.

Устанавливаем малые передачи. Для этого сначала выворачиваем регулировочный  винт L почти полностью (он не должен ограничивать перемещения переключателя). Вращая педали,  переводим манетку  на первую передачу, то есть ставим цепь на самую большую заднюю и самую маленькую переднюю звездочки. Пока еще  переключатель не отрегулирован, это лучше делать осторожно — цепь может проскочить левее самой большой звездочки и попасть в спицы.

Регулируем малые передачи. Для этого надо встать сзади велосипеда, и, поворачивая регулировочный винт L, выровнять ролики нятяжителя и самую большую звездочку. Ролики и звездочка должны находиться на одной прямой. Обычно  регулировочный винт надо просто затянуть до тех пор, пока он не начнет туго вращаться.

Регулируем натяжитель цепи, если он есть на Вашем переключателе. Для этого ставим цепь на самую маленькую переднюю звездочку и самую большую заднюю, и покрутим педали назад. Если верхний ролик натяжителя  задевает за зубья звездочки, то надо покрутить винт регулировки натяжителя и добиться того, чтобы этот ролик отодвинулся от звездочки примерно на 5 мм. Потом переводим цепь на самую маленькую звездочку и проверяем натяжение цепи там.

Теперь надо проверить правильность и четкость переключения передач. Для этого лучше всего немного прокатиться — под нагрузкой все неточности регулировки проявятся лучше. Если цепь плохо переходит с крайних звездочек на соседние, (или плохо возвращается на крайние) то можно немного покрутить против часовой стрелки барабан для регулировки натяжения троса.

В дальнейшем, небольшую регулировку натяжения троса можно делать прямо на ходу, если покрутить регулировочный барабан на манетке. Правда, он есть не на всех манетках.

Бывает, что отрегулировать переключатель не удается. Он все равно плохо работает или на маленьких звездочках, или на больших. Это может означать то, что переключатель поврежден. (Например, рычаг переключателя погнут в результате падения). В этом случае его можно попытаться выпрямить, или просто заменить. К нечеткому переключению приводит также повреждение блока задних звездочек (кассеты). Если она деформирована или установлена с перекосом, то сначала надо правильно поставить или заменить кассету. Причина нечеткой работы переключателя может также  крыться  в несмазанном (поврежденном) тросе, в неисправной манетке, или в разболтавшихся роликах натяжителя цепи.

>


Передний переключатель

Передний переключатель (англ. front derailleur) — это часть трансмиссии велосипеда, служащая для перебрасывания цепи с одной звезды системы на другую. Состоит из поперечно перемещающейся рамки, установленной над системой с помощью параллелограммного механизма. Натяжение троса сдвигает рамку в сторону более крупных звезд, ослабление — в сторону мелких.

[image]

Классификация

Передний переключатель имеет, возможно, самую широкую номенклатуру разновидностей среди велосипедного оборудования. Одна и та же модель может иметь много вариантов, не всегда совместимых друг с другом и с остальным оборудованием велосипеда.

По типу привода

Переключатели какого-либо типа совместимы только с манетками того же типа.

  • Горные (Shimano/SRAM);
  • Шоссейные Shimano;
  • Шоссейные Campagnolo;
  • Шоссейные SRAM.

По способу крепления

  • На хомуте (clamp-on) — классический и наиболее часто используемый вариант крепления. Характерные диаметры хомутов — 28.6, 31.8, 34.9, 38.2 мм. Существуют универсальные хомуты, в которых требуемый диаметр устанавливается с помощью проставок.
  • E-Type (к каретке) — прижимается к кареточному стакану рамы с помощью чашки каретки и может дополнительно крепиться к раме винтом. Применяется в случае, когда подседельная труба рамы имеет слишком большое и/или не круглое сечение в месте установки переключателя, либо вообще отсутствует (у ряда конструкций двухподвесов).
  • Непосредственно к раме — переключатель соответствующей конструкции просто привинчивается к раме с помощью болтов. Этот вариант крепежа развязывает руки инженерам при проектировании рамы, при этом жесткость крепежа не страдает, а вес уменьшается. Варианты:
    • Braze-on — для шоссейных велосипедов.
    • Direct Mount — для горных велосипедов, есть 2 разновидности:
      1. High direct mount — верхний хомут и одно отверстие.
      2. Low direct mount — нижний хомут и два отверстия. Расстояния между отверстиями могут быть:
        • 42,7 мм (S1),
        • 22,1 мм в одной плоскости (S2),
        • 22,1 мм в разных плоскостях — переднее отверстие смещено в сторону системы на 5 мм (S3).
    • DMD (direct-mount derailleur) — технология Specialized, переключатель привинчивается к нижнему перу, что улучшает работу на двухподвесах. Совместимо с переключателями SRAM direct mount и с некоторыми Shimano E-Type.

По расположению рамки относительно крепления к раме

  • С нижним хомутом (top-swing) — рамка находится выше крепления. Такой способ крепления отличается высокой жесткостью, но может быть подвержен загрязнению (в зависимости от конструкции переключателя).
  • C верхним хомутом (down-swing) — рамка находится ниже крепления. Здесь низкая чувствительность к загрязнению, но ниже жесткость параллелограммного механизма и могут быть проблемы с совместимостью с отверстиями для флягодержателя.

По направлению подвода троса

  • Верхний подвод (top pull);
  • Нижний подвод (bottom pull);
  • Универсальный (dual pull).

По количеству звезд системы

  • Две звезды;
  • Три звезды.

Технические характеристики

Эти характеристики определяют геометрию рамки и параллелограмма. При выборе «нерекомендуемого» переключателя он скорей всего будет работать, но возможны проблемы с качеством работы (задевание за цепь, плохое скидывание на малую звезду и др.).

  • Максимальный размер большой звезды,
  • Линия цепи,
  • Максимальная разница между малой и большой звездами (емкость),
  • Минимальная разница между большой и средней звездами,
  • Угол наклона подседельной трубы рамы:
    • 63-66° (встречается у ряда старых рам, гибридов, найнеров)
    • 66-69°,
  • Ширина цепи (под 8, 9, 10 или 11 звезд кассеты).

Установка и настройка переднего переключателя

Самое сложное при установке переднего переключателя — это купить подходящий новый переключатель.
Во-первых, он должен подходить по диаметру к подседельной трубе (бывают разные стандарты — 28.6,  31.8 мм и 34.9 мм, иногда встречаются конструкции переключателей с адаптерами под разные диаметры подседельных труб).
Во — вторых, переключатель может крепиться не к подседельной трубе, а к кареточному узлу рамы.

В-третьих, он должен соответствовать траектории троса. На многих велосипедах трос подходит к переключателю сверху, вдоль подседельной трубы, и на таком велосипеде должен стоять переключатель с верхней тягой (то есть трос в такой переключатель заправляется сверху). Но часто трос подходит снизу, вдоль нижней трубы рамы, тогда надо выбирать переключатель с нижней тягой. Существуют и универсальные переключатели, в которые трос может быть заправлен как сверху, так и снизу. Универсальный переключатель. Переключатель с верхней тягой .

  • Перед установкой переключателя надо поставить переднюю манетку в положение, соответствующее самой маленькой передней звездочке. Надеваем переключатель на подседельную трубу. Винт крепления туго не затягиваем , потому что положение переключателя на подседельной трубе еще предстоит регулировать:
  • Во-первых, рамка переключателя должна быть установлена параллельно звездочкам. Во-вторых, она должна располагаться на 2-3 мм выше самой большой звездочки. Иногда правильно поставить переключатель мешает защитное кольцо на ведущих звездочках, в таком случае его можно снять.
  • Устанавливаем на переключатель трос, натягиваем его и затягиваем винт крепления троса. Не перепутайте направление троса . Заправляем цепь в рамку переключателя. Если рамка выполнена неразъемной, то соединяем цепь
  • Переводим переключатель на самую большую переднюю звездочку, и проверяем положение рамки относительно звездочек.. Если рамка оказалась перекошена или расположена слишком далеко/близко к зубьям звездочек , то возвращаемся к п1. и опять устанавливаем положение переключателя на подседельной трубе. Затягиваем винт крепления переключателя к подседельной трубе.

Регулировать передний переключатель можно только после того, как будет полностью настроен задний.

Перед регулировкой не помешает проверить состояние троса. Если трос изношен или расплетен то лучше его заменить. А если он грязный, то его надо почистить и смазать. Несмазанный трос может стать причиной нечеткого переключения передач.

  • Устанавливаем цепь на самую маленькую звездочку спереди и самую большую сзади. Находим на своем переключателе регулировочные винты H (High) и L (Low). Ослабляем винт крепления троса. На манетке вращаем барабан регулировки натяжения троса по часовой стрелке до упора (если он есть).
  • Регулировка малых передач. Вращая винт L (Low), устанавливаем такое положение рамки, чтобы цепь находилась в 4 мм к внутренней пластине. После этого натягиваем трос и заворачиваем винт крепления троса.
  • Регулировка больших передач . Переводим цепь на самую большую переднюю и самую маленькую заднюю звездочки Вращая винт H (High), устанавливаем такое положение рамки, чтобы цепь находилась как можно ближе к наружной пластине, но чтобы при вращении педалей цепь не задевала за рамку.
  • Проверяем работу переключателя. Это лучше делать под нагрузкой, то есть просто прокатиться на велосипеде. Цепь должна переходить с одной звездочки на другую мягко и быстро, и при этом не должна задевать за рамку переключателя. Если задевает, то надо проверить параллельность рамки и звездочек, (возможно, переключатель неправильно установлен), и состояние самих звездочек системы (возможно, они деформированы).

Правильное переключение передач

Главное правило переключения скоростей это не допускать перекоса цепи. Очевидней это можно заметить, поставив цепь на самую маленькую спереди и самую маленькую сзади. Тогда цепь начнёт тереться, обо что не попадя (к примеру, планку переднего переключателя) при таких условиях не тяжело понять что на цепь приходится неравномерная нагрузка , и цепь быстрее изнашивается и приходит в негодность .

На этой картинке показано, какие скорости хорошо сочетаются друг с другом

[image]

Советы по переключению

  1. Не переключать передачи под нагрузкой иначе все полетит к чертям
  2. Чаще используйте передний переключатель, это позволит добиться лучших результатов не только в подъёме в гору, но и во время спуска
  3. Рассчитывайте переключение скоростей заранее. Уже во время спуска нужно оценить крутизну следующего за ним подъем и решить, на какую передачу нужно будет переключиться.
  4. Переключение передач всегда должно быть плавным и постоянным, чтобы этого добиться, нужно своевременно чистить и смазывать переключатель, цепь и звёзды .
  5. Будьте аккуратны при переключении во время педалирования: цепи, рассчитанные на 9-скоростные кассеты, достаточно тонкие и могут при сильной нагрузке порваться.
  6. Если во время подъема Вы поняли, что выбрали неправильную скорость, дождитесь хотя бы небольшого участка ровной поверхности для переключения на нужную скорость, иначе Вы можете повредить цепь или звездочки.
  7. Когда вы катаетесь по грязи и корням, переключайтесь на более высокую передачу – это поможет реже крутить педали и не вставать с седла. Также уменьшается вероятность завязнуть.

Трансмиссия/100 причин плохого переключения
  1. Трещина или разрыв в рубашке троса — возможно, под наконечником, где этого не видно.
  2. Трещина в наконечнике рубашки.
  3. Трещина в упоре для рубашки на раме.
  4. Трещина в упоре для рубашки на манетке.
  5. Регулировочный болт полностью выкручен из резьбы.
  6. Использована тормозная рубашка вместо переключательной.
  7. Неправильно проведен трос через направляющую под кареткой.
  8. Слишком толстая защита пера касается троса.
  9. Трос задевает за аксессуары, закрепленные на раме.
  10. Наконечник слишком большого диаметра, в результате рубашка смещается относительно наконечника.
  11. Наконечник рубашки не установлен, где это необходимо.
  12. Слишком короткая рубашка.
  13. Пластиковая оболочка рубашки сместилась и оголила оплетку.
  14. Рубашка входит в переключатель/манетку/упор под крутым углом.
  15. У переключателя или манетки использован наконечник с трубочкой.
  16. На упорах рубашки отсутствует специальный наконечник, требуемый конструкцией рамы.
  17. Разлохмачивание или расщепление троса.
  18. Рубашка плотно огибает какое-либо препятствие, например, амортизатор.
  19. Рубашка натягивается при сжатии подвески.
  20. Рубашка натягивается при повороте руля.
  21. Трос зажимается между подножкой и рамой.
  22. Перегиб троса.
  23. Перегиб рубашки.
  24. Загрязнение под бобышкой троса внутри манетки.
  25. Трещина в регулировочном болте.
  26. При повороте руля происходит перехлест тормозных и переключательных рубашек (гидролиний).
  27. Трос проведен под зажимным болтом неправильным образом.
  28. Шайба под зажимным болтом расположена неправильно.
  29. Люфт в шарнирах переключателя.
  30. Изгиб переключателя в точке крепления зажимного болта.
  31. Загрязнение внутри рубашки.
  32. Перегибы рубашки при внутренней проводке тросов.
  33. Отверстие наконечника зажимает трос.
  34. Конец рубашки зажимает трос.
  35. Сальник в наконечнике рубашки расположен неправильно.
  36. Грязь внутри манетки.
  37. Грязь на шарнирах переключателя.
  38. Липкая жидкость вылилась из фляжки на передний переключатель.
  39. Ослабло крепление петуха к раме.
  40. Ослаб болт крепления заднего переключателя к петуху.
  41. Ослаб эксцентриковый зажим.
  42. Ослаб болт крепления ореха.
  43. Люфт в подшипниках втулки.
  44. Износ подшипников ореха.
  45. Люфт звезд кассеты из-за отсутствующей проставки.
  46. Ослаб локринг кассеты.
  47. Износ подшипников каретки.
  48. Раскрутилась чашка каретки.
  49. Ослаб болт крепления шатуна к каретке.
  50. Ослабли бонки системы.
  51. Погнут шатун.
  52. Погнута звезда системы.
  53. Погнута звезда кассеты.
  54. Люфт оси «B» заднего переключателя.
  55. Люфт оси «P» заднего переключателя.
  56. Сломана ось втулки.
  57. Недостаточная жесткость рамы.
  58. Трещина в пауке кассеты.
  59. Трещина в звезде кассеты.
  60. Трещина в звезде системы.
  61. Трещина в чашке каретки.
  62. Трещина в шатуне.
  63. Локринг для кассеты 11-хх использован на кассете 12-хх.
  64. Ослаб крепежный болт переключателя E-Type.
  65. Погнут петух.
  66. Погнута ось втулки.
  67. Погнута ось «B» заднего переключателя.
  68. Погнута ось «P» заднего переключателя.
  69. Погнута лапка заднего переключателя.
  70. Погнут параллелограмм.
  71. Погнута рамка переднего переключателя.
  72. Неправильная установка рамки переднего переключателя.
  73. Ширина между дропаутами рамы не соответствует OLD втулки.
  74. Передний переключатель установлен слишком высоко или низко.
  75. Передний переключатель установлен с разворотом.
  76. Переключатель E-Type наклонен вперед или назад.
  77. Колесо установлено в дропауты не до конца.
  78. Колесо криво установлено в горизонтальных или угловых дропаутах.
  79. Угол наклона подседельной трубы не соответствует спецификации переднего переключателя.
  80. Несовместимость между манеткой и переключателем.
  81. Число передач на кассете и манетке не соответствуют друг другу.
  82. Неправильное расстояние между звездами системы — например, если 10-скоростная система используется с 9-скоростным приводом.
  83. Использована цепь не той ширины.
  84. Звезда системы установлена задом наперед.
  85. Звезда системы неправильно ориентирована относительно шатуна.
  86. Ослаб болт крепления переднего переключателя.
  87. Неправильно подведен трос к переключателю с универсальной тягой.
  88. Смешаны звезды от кассет разных моделей.
  89. Смешаны звезды от кассет одной модели, но различных диапазонов
  90. Смешаны звезды от различных систем.
  91. Неправильная проставка между звездами кассеты.
  92. Слишком длинные бонки системы допускают люфты.
  93. Погнут паук системы.
  94. Пыльник переднего переключателя мешает его движению.
  95. Пыльник заднего переключателя зажат между переключателем и тросом.
  96. Используется замок цепи.
  97. Люфт в шарнирах подвески.
  98. Длина задних перьев меньше допустимой.
  99. Из-за поврежденных шлицов ослаб шатун на оси каретки.
  100. Погнут паук (оправка) на звезде.

 

 

 

Добавить комментарий