Кассета | Cassette

Кассета (англ. cassette) — узел, представляющий собой набор задних звезд трансмиссии современного велосипеда. Устанавливается на барабан свободного хода задней втулки с помощью шлицевой посадки и закрепляется фиксирующей гайкой (lockring). Обеспечивает изменение передаточного диапазона трансмиссии.

Не следует путать кассету с трещоткой — они несовместимы между собой, трещотка используется только на старых и/или очень дешевых велосипедах. У кассеты минимальные звезды обычно 11 или 12Т, у трещотки — не менее 14T.

Обозначение Обычно кассеты маркируются диапазоном и количеством звезд, например 11-36Т 10-speed. Кассеты шоссейных велосипедов могут быть совместимы с одной из систем: Shimano или Campagnolo — модели производства третьих фирм маркируются соответствующим образом.

 

 

 


Классификация

По количеству звезд

Существуют кассеты с количеством звезд от 7 до 11. Как правило, современные задние втулки совместимы с кассетами на 8-10 звезд. Кассеты на 11 звезд выпускаются только для отдельных видов трансмиссии (верхние Campagnolo, Shimano Dura-Ace 9000, SRAM XX1) и совместимы только с соответствующими втулками.

По типу велосипеда

  • Горный велосипед: диапазоны звезд от 11-28Т до 11-36Т, обычно 8-10 звезд.
  • Шоссейный велосипед: диапазоны звезд от 11(12)-22Т до 11(12)-27Т, обычно 8-11 звезд. Кассета 12-27Т считается переходной от шоссейных к горным.

Шоссейные кассеты (кроме Campagnolo) полностью совместимы с горными, имеющими соответствующее количество звезд.

По конструкции

[image]
[image]

[image]
 
[image]
 
На пауке
На нескольких паука
OpenGlide
X-Dome

Типичные конструкции кассет перечислены в порядке увеличения цены и снижения веса:

  • Разборные — отдельные звезды скреплены заклепками или винтами. Самая тяжелая и дешевая конструкция, подвержена загрязнению, теоретически допускает замену отдельных изношенных звезд.
  • На пауке — 2-6 больших звезд (чем больше, тем дороже и легче кассета) скреплены в неразборный узел с помощью легкосплавного паука, что уменьшает вес и склонность к загрязнению.
  • На нескольких пауках — звезды скрепляются по 2-3 штуки, что теоретически позволяет менять наиболее изношенные группы без замены всей кассеты.
  • OpenGlide — технология SRAM, используется только на шоссейных кассетах. Вся кассета представляет собой монолитную конструкцию в виде полого усеченного конуса с зубьями, закрываемого алюминиевой «крышкой». Контакт с барабаном свободного хода втулки происходит всего в двух местах (вершина конуса и отверстие в «крышке»).
  • X-Dome — технология SRAM, используется на кассете SRAM XX, обеспечивает существенное снижение веса и увеличение цены. Большая звезда — алюминиевая и имеет шлицы для установки на барабан. 7-8 средних звезд выточены из бруска хромомолибденовой стали и представляют собой усеченный конус, фиксирующийся на малой и большой звездах. Малая звезда также имеет шлицы для установки на барабан. Контакт с барабаном свободного хода втулки также происходит всего в двух местах.

По материалу звезд

  • Сталь (хромированная, никелированная или с другим покрытием) — недорогой, прочный и самый распространенный материал. Дешевые кассеты закономерно служат меньше дорогих.
  • Титановый сплав — применяется в топовых кассетах (иногда только на крупных звездах), очень высокая цена, небольшой вес. Нет единого мнения относительно долговечности титановых звезд по сравнению с хорошими стальными.
  • Алюминиевый сплав (анодированный) — применяется в кассетах для вейтвиннеров. Очень низкий вес, высокая цена, низкий ресурс (может быть на уровне плохой стальной кассеты).

Износ и долговечность

Как правило, кассеты может хватить на большее время, за которое изнашивается цепь, отсюда вытекает правило «в 3 цепи». То есть если новую кассету использовать с 3 новыми цепями, меняющимися через короткие промежутки времени — это проживет дольше, чем 1 кассета и 1 цепь, и обойдется дешевле, чем покупать последовательно 3 пары цепь-кассета. Обычно кассета нижнего ценового диапазона изнашивается с равной по уровню цепью за 1500-2000 км, а со сменными цепями за 3-4 тыс. км, кассета верхнего уровня, из более твердой стали, изнашивается за 3000 и 5000-7000 км соответственно. Алюминиевая кассета может быть рассчитана на менее 10 00км пробега.


Кассеты и трещотки

Что такое трещотка? Это механизм свободного хода с храповиком, снаружи на корпус которого навинчены звездочки с разным количеством зубцов. Трещотка (Freewheel Cluster) в сборе навинчивается справа на заднюю втулку, имеющую резьбу на ступице. Поэтому широко распространено название «резьбовые трещотки». Задачи трещоток — передавать усилие от цепи на заднюю втулку, обеспечивать свободный ход и возможность переключения передач для получения разных передаточных чисел трансмиссии велосипеда.

Момент возникновения трещоток скрывается в туманных глубинах прошлого века. Но и сейчас они достаточно широко выпускаются. Например, фирма SHIMANO делает б- и 7-скоростные трещотки MF-TZ06, MF-TZ37, MF-HG40-7 и соответствующие им задние втулки с резьбой RH-IM10, HB-TS30. Встречаются и 8-скоростные трещотки от SACHS.

Некоторые внутренние звездочки трещоток могут и не иметь резьбы. Конструктивными выступами они входят в шлицы на корпусе барабана храповика, и прижимаются к буртику резьбовой внешней звездочкой, как гайкой.

Трещотки имеют несколько особенностей. Когда велосипедист вращает педали, он завинчивает резьбу крепления самой трещотки на втулке и звездочек на ее корпусе. Попадающие на узел грязь и вода способствуют «прикипанию» элементов. И нередко открутить трещотку от втулки бывает очень трудно. Витки резьбы, на которой держатся звездочки, иногда не выдерживают и срываются. Трещотки достаточно много весят. Большой диаметр механизма свободного хода приводит к повышенным потерям энергии при вращении. И последнее, звездочки изнашиваются гораздо быстрее, чем сам механизм свободного хода (к советским трещоткам это не относится), найти новые звездочки сложно, и приходится менять трещотку целиком. Поэтому кассеты звездочек достаточно быстро потеснили трещотки.

Рис. Трещотка MF-HG22, б-Speed, Shimano

1 — стопорное кольцо (контргайка)
2, 3,4, 5, б, 7 — звездочки (14-16-18-21-24-28T)
8,9,10,11 – прокладки
12 — корпус резьбовой трещотки
13 — ключ.

Кассеты

Чтобы уменьшить недостатки классических трещоток, механизм свободного хода с храповиком и собачками был перенесен во втулку. Блок звездочек стал отдельным узлом, который называется кассетой (Cassette Cluster). Кассета имеет внутренние шлицы, соответствующие шлицам барабана втулки. Это техническое решение убило так много зайцев, что трещотки (Freewheel Cluster) стали вымирающим видом. Но надо сказать, что вымирают они достаточно медленно.

Кассеты выполняют все задачи трещоток, за исключением свободного хода. Кассета — это набор стальных звездочек, скрепленных заклепками или болтиками. Исключение, как всегда, составляют кассеты XTR, XT и DuraAce, где часть звезд установлена на алюминиевых венцах. Болтики и заклепки не нужны для правильной установки и работы кассеты, поэтому с легким сердцем их можно вывинтить или спилить. Иногда это необходимо, чтобы собрать кассету с нужным набором звезд. Если же барабан (орех) задней втулки сделан из алюминиевого сплава, кассета должна остаться единым блоком с родным крепежом, чтобы избежать деформации шлицов барабана.

О совместимости. Большинство производителей выпускает SHIMANO-совместимые кассеты. Но кассеты S ANTOUR и COMP AGNOLO совместимы по отдельности только сами с собой.

Подавляющее большинство кассет и, прежде всего, лидеров «кас-сетостроения» SHIMANO и SRAM, делаются по технологии Hyper glide. Она была разработана фирмой SHIMANO в конце 80-х годов прошлого века. Идея Hyper glide проста и элегантна. Цепь при переходе с одной звездочки на другую должна перейти с «бега на шаг». Как известно, при беге есть короткая фаза полета, когда обе ноги находятся в воздухе и не касаются земли. Точно так же и цепь в более ранних системах переключения передач «перепрыгивала» с одной звездочки на другую. Теперь цепь плавно, тихо и быстро переходит на соседнюю звездочку, причем она цепляет новую звездочку прежде, чем расцепиться со старой. Аналогия напрашивается сама собой. Даже быстро шагая, человек краткий момент времени двумя ногами касается земли. Плавность достигается тем, что зубьям звездочек придается индивидуальная форма, создаются профили и выемки на боковых сторонах звезд, которые облегчают переход цепи. Кроме того, на барабане втулки и на каждой звездочке появился «ключевой», более широкий шлиц. Теперь звездочки имеют только одно, единственное положение относительно барабана втулки. Поэтому появилась возможность сдвигать зубья на соседних звездочках относительно друг друга на заданный угол — строить «фазовую регулировку звезд» для легкого и безударного перехода цепи. Тут используется возможность цепи, работая с перекосом, находиться в зацеплении со «сдвинутыми по фазе» зубьями на соседних звездах.

[image]

Рис. Кассета на шлицевом барабане (орехе)

[image]

Рис. Трещотка на резьбовой втулке

Дальнейшим развитием технологии Hyper glide явился метод фазовой регулировки кассет Link Glide для групп Premium Comfort NEX AVE C810/C530/C500


Монтаж и демонтаж кассет

[image]
Шлицевой ключ
«Съёмник кассеты»

Кассета зажимается на барабане втулки специальной шлицевой гайкой с внутренней резьбой, которая отдаленно напоминает стопорное кольцо трещоток. Для монтажа/демонтажа кассет используется соответствующий шлицевой ключ, (см. Инструменты «Съёмник кассеты»). При установке кассеты ее нужно надеть на барабан, совместив шлицы. Резьбу гайки следует смазать консистентной смазкой Гайку наживить, а затем закрутить шлицевым ключом по часовой стрелке до упора, с усилием до 40N/т. Зажатая кассета должна сидеть на барабане плотно, не хлябая. Периодически, не реже раза в месяц, затяжку следует проверять, так как шлицевая гайка может постепенно откручиваться от воздействия вибраций и температурных перепадов. Для снятия кассеты, кроме ключа, необходим хлыст, которым кассета удерживается от поворота, когда шлицевой ключ вращается против часовой стрелки.

Если гайка «закисла» и не выкручивается, можно попробовать следующий способ. С длинного эксцентрика от заднего колеса снимают все лишние пружины. Он продевается через втулку и зажимает шлицевой ключ, дабы тот не соскакивал с гайки. Но зажимается не полностью, а с небольшим люфтом — 0,5-1 мм. Затем длинным гаечным, газовым или шведским ключом (можно с удлинителем в виде трубы) шлицевой ключ выкручивается против часовой стрелки, а кассета удерживается хлыстом. После первого сдвига ключа эксцентрик немного ослабляется, и ключ поворачивается еще на 1-2 оборота. Дальнейший процесс снятия происходит штатно.

[image]

Рис. Кассета XTR CS-M960 Shimano

1,2 — стопорное кольцо (контргайка) в комплекте с прокладкой
3 — звездочка 11Т
4 — звездочка 12Т
5 — звездочка 13Т
б — звездочка 14Т
7 — звездочка 15Т
8 — звездочка 16Т
9 — прокладки (2,56 мм)
10 — блок звездочек на алюминиевом пауке.

Набор: 11-12-13-14-15-16-18-21-24-28-32Т.


Снятие трещотки

Снятие трещотки производится специальным цилиндрическим ключом-съемником, который вставляется в центральное отверстие трещотки. Верхняя часть съемника имеет шлицы под гаечный, газовый или шведский ключ, который надо крутить против часовой стрелки. Одновременно корпус трещотки удерживается от поворота хлыстом, например, из старой цепи, надетым на одну из звездочек. Для усиления воздействия можно удлинить ключ, надев на его свободный конец трубу, или постучать по нему молотком. Иногда съемник зажимают в тисках, и вращают все колесо.


Разборка трещотки

Трещотка должна быть навинчена на втулку. В центре ее есть стопорное кольцо с двумя отверстиями для штифтового гаечного ключа. На кольце имеется название фирмы или логотип и указатель, куда надо откручивать кольцо, — по часовой стрелке. Иногда кольцо закрыто сверху маленькой звездочкой на 11 или 12 зубцов. В таком случае сначала ее надо открутить, используя уже два хлыста. Одним хлыстом трещотка удерживается от поворота, а другим, против часовой стрелки, откручивается звездочка. Затем штифтовым ключом по часовой стрелке отворачивается стопорное кольцо. Если нет такого ключа, то под острым углом к плоскости вставляем в отверстие кольца плоскую отвертку и, аккуратно постукивая по ее ручке молотком, снимаем кольцо.

Это кольцо служит и конусом подшипника с левой резьбой. Под ним находятся маленькие шарики и набор тонких шайб, необходимых для регулировки люфта подшипника. Сняв блок звездочек, можно добраться до внутреннего подшипника большего диаметра с аналогичными шариками и до подпружиненных собачек. От последних зависит работа механизма свободного хода, и, что важнее, их сцепление с храповиком служит для передачи усилий педалирования от звездочек к втулке и далее к спицам и ободу. Собачки могут быть повреждены или сломаны; они могут «залипать», иногда выскакивает или повреждается пружинка.

[image]

Рис. Трещотка — механизм свободного хода задней втулки

1 – собачка
2 – пружина
3 – храповик
4 — регулировочная прокладка
5,6- движение цепи и оси колеса при педалировании
(вид с правой стороны байка)
7 — собачка в рабочей положении
8 — холостой ход (цепь стоит)
9 — ось свободно вращается
10 – контргайка
11 — внешний конус (корпус трещотки)
12 — внутренний конус.

 

После починки, переборки, чистки и смазки механизма наступает ответственный момент сборки. Чтобы шарики не разлетались в разные стороны, надо покрыть слоем консистентной смазки, например, «ЛИ-TOJI-24», обоймы подшипников и сами шарики, чтобы «приклеить» их. Теперь надо поставить на место блок звездочек. Но этому могут помешать растопыренные во все стороны собачки. Для упрощения процедуры собачки можно в 2-4 витка обмотать ниткой, оставив свободный конец. После сборки нить аккуратно вытягивается. Потом укладываются тонкие шайбы, и закручивается стопорное кольцо.

При серьезной поломке трещотки проще и дешевле поставить новую. А старую отправьте на запчасти.

Добавить комментарий