Камера | Inner tube

Камера (англ. inner tube) — часть колеса, представляющая собой эластичный баллон тороидальной формы с вклеенным ниппелем, содержащий в себе воздух под давлением. Камера сама по себе не способна удерживать давление, используемое в велосипедном колесе, эту задачу выполняет шина.

Классификация

Основные параметры камеры:

  • Тип ниппеля
  • Допустимая ширина шины
  • Посадочный диаметр обода

По типу велосипеда

В зависимости от типа велосипеда, камеры имеют определенный посадочный диаметр и рассчитаны под типичную ширину шины. Как правило, дорогие камеры имеют более широкий диапазон ширины шины, чем дешевые.

Вот некоторые характерные типы камер:

  • Шоссейный велосипед — 622х18-25 мм, ниппель Presta,
  • Гибрид — 622 мм, ширина шины может быть от 25 до 47 мм, типично 28-42 мм. Ниппель Presta или Schrader,
  • Горный велосипед 26″ — 559 мм, ширина шины может быть от 25 до 100 мм, типично 47-62 мм. Ниппель Presta или Schrader.
  • Найнер — 622х47-62 мм, ниппель Presta или Schrader.

По назначению

  • Сверхлегкие — используются для гонок, выпускаются только с ниппелем Presta. Могут хуже держать давление в течение длительного времени и быть подвержены проколам.
  • Общего назначения — наиболее распространенный вид.
  • Для экстремального спорта — тяжелые, более проколоустойчивые, обычно выпускаются с ниппелем Schrader.
[image]
[image]
[image]
[image]
Schrader
Presta
Сменный клапан presta
Dunlop

Sсhrader (авто)

Обозначается AV, под отверстие в ободе диаметром 8-8,5 мм. Типичная длина 40 мм, иногда встречается 60 мм. Распространен в горных велосипедах и гибридах (кроме гоночных и моделей высокого уровня), а также в велосипедах для экстремального спорта. Используется в велосипедных вилках и задних амортизаторах.

Presta (вело)

Обозначается SV, под отверстие в ободе 6 мм. Выпускается в различных вариантах длины: 42, 60, 80 мм (для аэро-ободьев). Распространен в шоссейных и циклокроссовых велосипедах, а также в гоночных горных и гибридах. Используется в бескамерных шинах. Допускает использование в облегченных и/или узких ободьях (отверстие не так сильно нарушает прочность стенки), с насадкой-удлинителем может быть использован в сплошных колесах, где необходим очень длинный ниппель.

При использовании некачественного насоса или чрезмерной спешке можно легко сломать клапан. В хороших камерах, как правило, используется ввинчивающийся сменный клапан.

Dunlop

Использовался в старых/советских велосипедах, под отверстие в ободе 8 мм. Нынче камеры с таким ниппелем производятся, но практически не встречаются на реальных велосипедах. Можно накачивать насосом для Presta.

Конструктивное исполнение

Ниппели бывают двух типов:

  • Металлические с резьбой — используются в сравнительно дорогих камерах (Schwalbe, Continental, Nokian и др.). Обычно имеют фиксирующую гайку, которая не дает ниппелю смещаться и утапливаться при накачивании, что обеспечивает высокую надежность.
  • Обрезиненные — используются в дешевых камерах, менее надежные и удобные, чем металлические. Выше риск повреждения ниппеля о края отверстия в ободе или отрыва при неаккуратном накачивании.
Совместимость
  • Обод для ниппеля Presta с внутренней шириной от 17 мм может быть рассверлен 8-мм сверлом под Schrader, с последующей обработкой краёв отверстия — считается, что это несильно влияет на прочность, однако гарантия на обод несомненно будет потеряна;
  • Для установки камер с ниппелем Presta в обод под Schrader существуют специальные пластиковые вкладыши;
  • Практически все велонасосы совместимы и с Presta, и с Schrader;
  • Автомобильные насосы под Schrader можно использовать с ниппелем Presta и с ниппелем Dunlop с помощью гайки-переходника;
  • Оконечная резьба ниппелей Presta и Dunlop одинакова, поэтому насосы (и колпачки) всегда совместимы;
  • Камера с ниппелем Dunlop устанавливается на обод с отверстием под Schrader без дополнительных манипуляций

Бескамерная шина

[image]

Бескамерная шина используется в бескамерном колесе, в котором обод с установленным в него ниппелем герметизирован изнутри, а камера — отсутствует.

Стандарты

Существуют различные виды бескамерных шин:

  • Стандарт UST (Universal System Tubeless). Запатентован Mavic, подразумевает наличие герметичных ободьев без ободной ленты и специальных шин с модифицированными боковинами, обеспечивающими герметизацию «всухую» за счет увеличения массы.
  • Стандарт Tubeless Ready (TLR). Продвигается Bontrager, включает в себя ободья и шины со специальными зацепами, обеспечивающими герметичную посадку. Для работы необходимы герметик и герметичная ободная лента. Легче (примерно на 90 г) и дешевле, чем UST.
  • Наборы для переделки обычных камерных колес в бескамерные. Такие наборы включают в себя ниппель для установки в обод, герметичную ободную ленту и герметик. Отсутствие проблем при установке не гарантируется.

Особенности

[image]

Набор для переделки

Внутри бескамерной шины, как правило, плещется некоторое количество герметика, который в процессе езды ликвидирует мелкие проколы, что особенно ценно при езде по дорогам, на которых много колючек.

Бескамерные шины стандарта UST обычно слегка тяжелее и более проколоустойчивы, чем камерные, включая Tubeless Ready. Использование их с наборами для переделки не рекомендуется производителями.

Достоинства и недостатки

Бескамерные колеса имеют ряд преимуществ по сравнению с классическими камерными:

  • Меньшая склонность к проколам типа «змеиный укус», возможность держать низкое давление без проблем;
  • Меньшая склонность к мелким проколам (например, на колючках);
  • В некоторых случаях меньший вес (кроме стандарта UST);
  • Меньшее сопротивление качению.

Однако у них есть и ряд недостатков:

  • Высокая стоимость колес под бескамерные шины;
  • Узкий ассортимент специальных бескамерных шин;
  • Относительно высокая стоимость наборов для переделки;
  • Невозможность накачки до высокого давления (в случае обычных 26″ шин и ободьев — не более 2,7 атм);
  • Сложность установки шины без камеры, особенно в полевых условиях.

Повреждение камеры

Пневматические шины велосипедов имеют свойство повреждаться в дороге с потерей необходимого давления. В связи с этим, необходимо иметь возможность самостоятельно их ремонтировать на месте происшествия.

Повреждения камеры бывают нескольких видов:

  • Микропрокол — царапина на камере, через которую медленно, но верно выходит воздух.
  • Обычный прокол — камера спускает практически сразу.
  • Пробой («змеиный укус») — появляется при езде с чрезмерно низким давлением, когда при наезде на препятствие камера зажимается между ободом и покрышкой, образуются 2 находящихся рядом отверстия, отсюда название.
  • Отрыв ниппеля — бывает при использовании некачественных камер и велонасосов без шланга. Камера необратимо выходит из строя.
  • Взрыв — сопутствует серьезному повреждению покрышки, когда камера вылезает в образовавшееся отверстие и взрывается. Камера необратимо выходит из строя.

Необходимые инструменты

Типичный набор необходимых инструментов и материалов включает в себя следующее:

  • Бортировочные лопатки («монтировки», «монтажки»). Нужны для снятия покрышки с обода. Представляют собой пластиковую лопатку с крючком на другой стороне для крепления за спицу. Рекомендуется иметь при себе 2-3 штуки. В зависимости от сочетания «покрышка-обод», сложность снятия покрышки может варьироваться в очень широких пределах — некоторые покрышки может снять девушка голыми руками, а для некоторых требуется 3 монтажки и приложение больших усилий. Теоретически, монтажки могут быть заменены отвёртками или даже ручками эксцентриков, но практически удобнее и безопаснее использовать именно монтажки.
  • Заплатки на камеру. Современные наборы позволяют установить заплатку на прокол в течение минуты. Существуют и самоклеющиеся заплатки.
  • Резиновый клей. Клеи типа «Супермомент» работают быстрее, но при низких температурах не держат.
  • Наждачная бумага для зачистки места прокола.

Опциональные компоненты:

  1. Вода для обнаружения места прокола. Если обнаружить повреждённое место затруднительно по тем или иным причинам. Накачанная камера погружается в ёмкость с водой и отслеживается место, откуда выходят пузырьки.
  2. Плоская ёмкость для воды. Как правило, достаточно возить с собой кусок плотной фольги, и при необходимости складывать из неё некое подобие тазика.

Замена камеры

Как правило, самый простой и быстрый способ отремонтировать прокол — просто заменить камеру на новую, а проколотую заклеить в спокойной обстановке. Кроме того, после взрыва или отрыва ниппеля камера годится только на резиновые колечки. Поэтому в любой покатушке каждому участникунеобходимо иметь при себе запасную камеру, а в велопоходе — две и более.

Замена камеры осуществляется следующим образом. Снятие покрышки:

  1. Разомкнуть ободной тормоз, при его наличии.
  2. Снять поврежденное колесо, расстегнув и отвернув эксцентрик (следить, чтобы его гайка не выпала и не потерялась).
  3. Спустить давление до минимума.
  4. Воткнуть монтажку между ободом и шиной на стороне колеса, противоположной ниппелю.
  5. Повернуть монтажку на 180° и зацепить ее за спицу. Повторить для другой монтажки через 5-10 см от первой.
  6. В зависимости от сочетания «обод-шина», на второй-третьей монтажке покрышка начнет соскальзывать с обода.
  7. Руками равномерно в обе стороны снять один борт покрышки с обода, закончив у ниппеля.
  8. Извлечь камеру.
  9. Снять другой борт покрышки.
  10. Ощупать покрышку внутри на предмет наличия посторонних предметов. Если этого не сделать, то новая камера может проколоться о тот же самый предмет, что и первая.

Установка:

  1. Слегка подкачать новую камеру, чтобы она расправилась.
  2. Установить один борт покрышки на место.
  3. Установить камеру, начиная от ниппеля, и аккуратно заправить ее в покрышку.
  4. Начать руками вправлять второй борт покрышки, начиная от ниппеля, в обе стороны от него.
  5. Когда сил рук станет не хватать (примерно на 2/3-3/4 окружности), начать использовать монтажки. При этом следить, чтобы борт не вылезал из обода с другой стороны.
  6. Последние 10-15 см могут даваться с трудом, на монтажки потребуется прикладывать значительные усилия.
  7. Убедиться, что ниппель установлен ровно, а камера ниоткуда не торчит.
  8. Накачать до маленького давления, пошевелить покрышку на ободе, чтобы она стояла ровно.
  9. Накачать до полного давления.
  10. Установить колесо обратно, завернуть эксцентрик и затянуть его рукоятку. Запрещено крутить рукоятку уже затянутого эксцентрика!
  11. Застегнуть ободной тормоз.

Заклейка камеры

Необходима в случае отсутствия запасной камеры или повторного повреждения колеса после её использования.

Для поиска точного места прокола следует осмотреть шину ещё до её снятия с обода в поисках проколовшего предмета. Обычно он так и торчит в резине. После чего его следует вытащить, а место — пометить. Затем аккуратно снять покрышку, отмечая соответствующее место на камере. Таким образом, место прокола локализуется на камере в пределах нескольких сантиметров. Если есть возможность использовать воду, то задача может заметно упроститься. Однако, вода не позволяет определить микропроколы, да и после её использования перед заклейкой камеру необходимо просушить.

Зачастую, место прокола можно определить по звуку. Также помогает смочить большой и указательный палец, сложить полукольцом и медленно провести вдоль накачанной камеры. Влажной кожей достаточно легко почувствовать даже слабую струйку воздуха.

Следует иметь в виду, что прокол может быть не один. Поэтому следует осмотреть всё колесо, не останавливая осмотр после обнаружения первого же места прокола, отмечая все. Также необходимо осмотреть внутреннюю поверхность покрышки — очень часто проколовший камеру предмет виден или чувствуется на ощупь только изнутри. Внимание! При поиске на ощупь нужно быть осторожным — если проколовший предмет всё ещё торчит в шине, то об него легко порезаться.

При заклеивании камеры требуется следовать инструкции к клею или велоаптечке. Обычно требуется зачистить наждачкой место прокола, нанести на обе склеиваемые поверхности клей, выждать 5-10 минут до высыхания и сильно прижать обе поверхности друг к другу. Причем значение имеет сила, а не продолжительность сдавливания. Специфика велосипедной камеры в том, что она готова к эксплуатации почти сразу после заклеивания, но зимой клей может схватываться очень долго.

После установки заплатки производится пробная накачка камеры ещё до её установки. Затем надо проверить качество ремонта — в случае отсутствия воды, немного сдавить камеру и отследить шипящий звук выходящего воздуха, а также ощущаемую руками потерю давления. При наличии воды — повторное погружение места прокола в воду. Если повреждений не обнаружится, можно устанавливать камеру на место.

Добавить комментарий